Доступная среда

ДОСТУПНАЯ СРЕДА В ШКОЛЕ


Начиная с 2011 года в России реализуется программа Доступная среда.

Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если  обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.

Если посмотреть на это понятие в более широком смысле, то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.

В организации доступной среды большое значение имеет выстраивание образовательного процесса.


Нормативные правовые акты


1.      Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года doc

2.      Федеральный закон от 3 мая 2012 года №46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"

3.      Федеральный закон от 1 декабря 2014 года №419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Ратификацией Конвенции"

4.      Закон РФ №181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 (ред от 07.03.2017)

5.      Постановление Правительства от 17 июня 2015 г. РФ 599 о порядке и сроках разработки мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг


Паспорт доступности

"Доступная среда"

информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Доступная (или безбарьерная) среда в широком смысле — это среда, которая создает легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. Понимая проблемы инвалидности, доступная среда — это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями могли использовать это пространство с минимальной помощью посторонних.

Специально оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Учебные кабинеты (включая учебные кабинеты и лаборантские): 35 учебных кабинетов

В учреждении имеются лаборантские для проведения практических занятий: кабинеты информатики (1 ед.), кабинет химии (1 ед.), кабинет физики (1 ед.).

В учреждении имеется библиотека (книгохранилище, читальный зал) расположенный на 2 этаже здания. 

Объекты спорта:

- спортивный зал;

- танцевально-игровой зал;

- уличные тренажеры. 

Средства обучения и воспитания

Печатные – книги для чтения, учебники, учебные пособия, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал, атласы и т.д.

Наглядные плоскостные – карты настенные, магнитные доски, плакаты, иллюстрации настенные.

Демонстрационные – макеты, стенды, гербарии, модели в разрезе, муляжи и т.д.

Электронные образовательные ресурсы – мультимедийные учебники и универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы, электронные журналы и электронные дневники и т.д.

Технические - интерактивные доски, проекторы.

Аудиовизуальные – слайды, образовательные видеофильмы, учебные фильмы, в том числе на цифровых носителях и т.п.

Учебные приборы – колбы, барометр, компас и т.п.

Спортивное оборудование – тренажеры, гимнастическое оборудование, мячи, спортивные снаряды и т.д.

Беспрепятственный доступ в здании образовательного учреждения

В МБОУ "СОШ № 7  г. Пензы" организован беспрепятственный вход в учреждение для лиц с ОВЗ и инвалидов. 

Условия питания

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации".

Условия охраны здоровья

В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (в ред. от 28.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» МБОУ "СОШ № 7  г. Пензы" создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающимся.

Основные направления охраны здоровья: 

• оказание первичной медицинской помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; 

• организация питания учащихся; 

• определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; 

• пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; 

• организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; 

• прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров; 

• профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ; 

• обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в школе; 

• профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в школе; 

• проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий. 

В школе созданы все необходимые меры и условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В МБОУ "СОШ № 7  г. Пензы" оборудован медицинский кабинет в соответствии с предъявляемыми требованиями. Первичная медицинская помощь обучающимся оказывается в соответствии со статьёй 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 5 ноября 2013 г. № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях».

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

В образовательном учреждении педагогам и обучающимся обеспечивается доступ к сети Интернет по каналу, предоставляемому в рамках Федеральной программы и финансируемому из средств регионального бюджета (провайдер ООО "Ростелеком"). Скорость доступа в Интернет соответствует указанным в договоре с провайдером 100 Мбит/сек. Безопасность доступа обеспечивается провайдером.

Доступ в электронные образовательные ресурсы 

В рамках образовательного процесса осуществляется доступ учащихся, в том числе с инвалидностью и ОВЗ, ко всем образовательным ресурсам сети Интернет под руководством преподавателя, проводящего учебное занятие. Доступ имеется во всех учебных кабинетах и библиотеке.

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования

В случае необходимости специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования могут быть предоставлены.

Во время проведения занятий в классах, где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, возможно применение мультимедийных средств, оргтехники, слайд-проекторов и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины учителями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации, в том числе с использованием сети Интернет.

Форма проведения текущей и итоговой аттестации для инвалидов может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости будет проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

Количество обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 01.01.2023г.- 15 человек детей-инвалидов, 7 человек – дети с ОВЗ.

Школа в рамках инклюзивного образования предоставляет следующие условия обучения для инвалидов:

1. Обучение в общих классах.

2. Организовано обучение на дому.

3. Сформирован перечень должностей специалистов, в рамках их трудовых функций - сопровождение и оказание помощи инвалидам:

-педагог-организатор;

-ответственный за социальную работу;

-педагог-психолог;

-учитель.

4. Определен сотрудник, ответственный за инструктирование специалистов школы, работающих с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг школы с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности: заместитель директора по УВР.

5. Организовано проведение инструктирования работников школы по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования, с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности.

6. 27 сотрудников школы получили образование по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, связанным с инклюзией, работой с детьми с ОВЗ.

7. Для организации образовательного процесса и возможности формирования индивидуальной образовательной траектории для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в школе предусмотрены следующие формы индивидуализации обучения (по показаниям ППК):

— индивидуальный учебный план;

— индивидуальный учебный график;

— использование дистанционных технологий для организации учебного процесса.

8. Проведение текущей и итоговой аттестации проводится с учетом особенностей нозологий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся созданы  фонды оценочных средств, адаптированные для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и позволяющие оценить достижение ими запланированных в основной образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, заявленных в образовательной программе.

9. В соответствии с рекомендациями ППк форма проведения текущей и итоговой аттестации для школьников-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости ребенку предоставляется дополнительное время для подготовки ответа.

Обучающиеся – инвалиды могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом особенностей и образовательных потребностей.

При составлении индивидуального графика обучения предусмотрены  различные варианты проведения занятий: в школе, на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.

10. Сопровождение привязано к структуре образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами.

10.1 Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебы детей-инвалидов в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного обучения. Организационно-педагогическое сопровождение может включать:

- контроль за посещаемостью занятий;

-помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания;

-организацию индивидуальных консультаций;

- коррекцию взаимодействия педагога — ребенка-инвалида в учебном процессе;

- консультирование педагогов и сотрудников по психофизическим особенностям детей-инвалидов, коррекцию ситуаций затруднений;

- инструктажи и семинары для педагогов, специалистов школы и т.д.

10.2 Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для учащихся -инвалидов, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. Оно направлено на изучение, развитие и коррекцию личности ребенка-инвалида, ее профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур, коррекции личностных искажений.

10.3 Медицинское сопровождение включает сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе учащихся-инвалидов. Медпункт способствует оказанию первой медицинской помощи; оказанию врачебной помощи при травмах, острых и хронических заболеваниях; осуществлении лечебных, профилактических мероприятий; пропаганды гигиенических знаний и здорового образа жизни.

10.4 Социальное сопровождение осуществляется  в решении бытовых проблем, социальных выплат, выделения материальной помощи, обеспечение питания.

11. Освоение дисциплины «физическая культура»  для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья установлено в  особом порядке  на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры.

12. В школе создана толерантная социокультурная среда, волонтерская помощь учащимся-инвалидам  для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.

13. Вся территория школы соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

14. Организация профориентационной работы  с обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья направлена на  формирование  профессионального самоопределения. Это связано с необходимостью диагностирования  особенностей здоровья и психического развития инвалидов, характера дезадаптации, осуществления комплекса мер по реабилитации, коррекции, компенсации.

Жилые помещения в общежитии, интернате, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - не предусмотрены.